СМАРТ - управление бизнес-процессами.
Процессный подход к управлению предприятием
В соответствии с ISO 9001:2008 процессный подход к управлению предприятием необходим для:
- обеспечения уверенности потребителей, а также иных заинтересованных сторон, в том, что организация не допускает отклонений в своей деятельности;
- прозрачности операций внутри организации;
- возможности сфокусировать усилия на результативности и эффективности процесса;
- уменьшение затрат и уменьшение производственного цикла вследствие более результативного использования ресурсов;
- получения более совершенных, с меньшими вариациями и предсказуемых результатов;
- обеспечения возможности для целенаправленных и приоритетных действий по улучшению;
1
Основные методологии моделирования бизнес-процессов
- Моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling) - Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов – стандарт IDEF0. Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании в функциональном аспекте.
- Описание потоков работ (Work Flow Modeling) - Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов и близок к алгоритмическим методам построения блок-схем.
- Описание потоков данных (Data Flow Modeling) - Нотация DFD (Data Flow Diagramming), позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами.
- Комбинирование методологий (ARIS).
2
Проблемы существующих методологий
- На разных этапах формализации бизнес-процессов необходимо использовать разные методологии.
- Формализация бизнес-процессов трудоемкая и дорогостоящая операция.
- Правильная формализация бизнес-процессов в соответствии с методологией возможна только квалифицированным специалистом.
- При формализации бизнес-процессов требуется согласование большого количества условий между собой.
3
Особенности реализации бизнес-процессов в СМАРТ
- Непосредственное взаимодействие бизнес-процессов с «объектами управления».
- Формализация бизнес-процессов до работ каждого сотрудника.
- Автоматическое выполнение заданий в бизнес-процессах по событиям.
- Динамическое формирование бизнес-процесса по сложившейся ситуации.
- Развитый механизм контролёров.
- Автоматическое формирование контекста выполнения бизнес-процессов.
4
Бизнес-процесс «Изготовление»
- В изготовлении изделия могут участвовать различные цеха.
- Возможность адаптации бизнес-процесса под условия заказчика.
- Автоматический подбор исполнителя.
- Автоматическое выполнение заданий.
- Результат задания «передать контролеру»
5
Жизненный цикл бизнес-процесса «Изготовление»
- Объекты в системе имеют свой «жизненный цикл».
- При выполнении заданий бизнес-процессов изменяются состояния объектов системы.
- Осуществляется автоматическая синхронизация состояний всех связанных объектов.
- При изменении состояний объектов системы, состояние объектов фиксируются и администрируется.
6
Журнал заданий сотрудника
- Автоматическое отображение журнала бизнес-процессов при получении новых заданий.
- Автоматическая группировка однотипных заданий.
- Настраиваемые приоритеты бизнес-процессов.
- Настраиваемые цветовые признаки бизнес-процессов.
- Автоматическое формирование контекста выполняемых операций в зависимости от задания.
- Гибкий механизм фильтров.
7
Выполнение задания
- Возможность массового выполнения заданий.
- Возможность переадресации заданий.
- Автоматическое формирование контекста связанных документов.
- Автоматическое выполнение заданий при редактировании диалогов.
- Отслеживание времени выполнения заданий и формирование KPI сотрудника.
8
Состояние бизнес-процесса
- Наглядное отображение содержимого бизнес-процесса.
- Возможность произвольного выполнения заданий в бизнес-процессе (контролеру).
- Возможность редактирование заданий и модификация всего бизнес-процесса.
- Возможность перезапуска заданий.
- Возможность приостановки и аннулирования бизнес-процесса.
9
Мониторинг бизнес-процессов
- Многокритериальные фильтры отбора бизнес-процессов.
- Различные способы отображения бизнес-процессов.
- Возможность выполнения заданий и корректировки бизнес-процессов.
- Возможность перехода ко всем связанным объектам (документам, заказчику, и др.).
10
Эффект от применения бизнес-процессов
- Обеспечение прозрачности бизнеса предприятия – описание всех ресурсов предприятия и регламентирование действий всех участников процесса.
- Повышение управляемости бизнеса предприятия – распределения и закрепление ответственности за выполнение функций, регламентирование взаимодействия подразделений и сотрудников.
- Оптимизация выполнения бизнес-процессов – ликвидация дублирования функций, уменьшение коммуникативных цепочек.
- Стандартизация бизнес-процессов – разработка единых стандартов выполнения работ для компании в целом на основе наилучшие показателей и передового опыта.
- Устойчивость бизнеса в кризисных ситуациях – формализация процессов существенно снижает возможность возникновения внештатных и кризисных ситуаций.
- Снижение ошибок сотрудников.
- Формирование собственной базы знаний.
- Выявление ресурсов для дальнейшего развития.
- Появление возможности внедрения новых методик управления и мотивации персонала – регламентирование ответственности и времени выполнения сотрудниками своих функций позволяет качественно оценить их деятельность и сформировать эффективные показатели оценки деятельности.
- Масштабирование бизнеса – перенос работающих процессов на другие предприятия бизнеса и вновь открываемые предприятия.
- Увеличение стоимости бизнеса – наличие формализованных и работающих бизнес-процессов на предприятии автоматически увеличивает привлекательность предприятия для инвесторов или повышает цену предприятия в случае продажи бизнеса.
11
(c) Брыль В.Н. август 2013 г.
Разрешается любое использование этого материала при условии обязательного явного указания адреса вэб-сайта http://www.bryl.ru/
Разрешается любое использование этого материала при условии обязательного явного указания адреса вэб-сайта http://www.bryl.ru/